Акустика в конференц-залах: это не так сложно, как вы думаете

26 июня 2017

Современные конференц-залы, как и залы заседаний, отличаются не самой лучшей акустикой. Всем нравится работать на освещенных и открытых площадках, однако для развития взаимодействия и поддержки производительности хороший звук также необходим.

Современные конференц-залы, как и залы заседаний, отличаются не самой лучшей акустикой. Всем нравится работать на освещенных и открытых площадках, однако для для развития взаимодействия и поддержки производительности хороший звук также необходим.

Архитекторы и дизайнеры помещений создают весьма вдохновляющие условия для работы; однако часто эти места перенасыщены материалами с повышенной способностью к отражению звука, как, например, стекло и металл. Надо еще учесть, что каждый предмет, включая и людей, вносит свой дополнительный вклад в общий уровень реверберации помещения. Окна, стеклянные перегородки, столы, экраны компьютеров/планшетов, твердые деревянные полы и потолки – каждый из них в какой-то степени содействует тому, чтобы звуковые волны не поглощались. И для звукорежиссера, пытающегося настраивать звуковую аппаратуру в подобных не слишком комфортных условиях, работа способна стать настоящим кошмаром.

В то время как профессиональные студии звукозаписи без труда выстраивают акустику с помощью акустических экранов, басовых поглотителей и рассеивателей звука, у архитекторов и дизайнеров помещений подобные методы вызывают одобрение достаточно редко. Поэтому многие производители сейчас делают экраны самых разных размеров, форм и цветов, пытаясь угодить самым придирчивым критериям внешнего вида.

Отражения и реверберация

Звук внутри помещения складывается из прямого звука с добавлением ранних отражений и реверберации. Прямой звук движется непосредственно от громкоговорителя к уху слушателя, однако, как уже говорилось ранее, прежде чем дойти до нас, звук успевает также отразиться от стен, окон, полов, столов и разных других поверхностей. Отражения, достигающие нашего уха в течение первых 50 мс, известны как ранние, и, надо сказать, они мало отличимы от самого источника звука. Последующие отражения приходящие позже 50 мс и считаются частью реверберационного поля помещения.

Например, если вы участвуете в видеоконференции, слушая абонента через громкую связь в передней части комнаты, тогда вы услышите прямой звук от громкоговорителей до ранних отражений, и в последнюю очередь услышите реверберационный сигнал. Если же комната, в которой вы находитесь, слишком сильно отражает акустические волны, уровень реверберации может исказить или даже заглушить согласные звуки в словах, затрудняя их понимание и снижая, таким образом, эффективность речи вашего собеседника.

Идеальное звучание в конференц-зале - это результат работы специалистов

Порхающее эхо

Другая известная проблема возникает в переговорных комнатах, где разборчивость речи может снижаться за счет порхающего эха, появляющегося в случае наличия в помещении двух параллельно расположенных отражающих поверхностей (таких как стеклянные перегородки или окна), вынуждающих звуковые волны прыгать взад-вперед между ними. В противоположность реверберации такие отражения, даже достигая слушателя в пределах 50 мс, благодаря своей повторяющейся природе становятся слышимыми в виде своего рода пульсаций.

Стоячие волны

Другой аналогичный эффект известен как стоячие волны, или комнатные резонансы, представляющие собой естественные резонансные частоты, различающиеся в зависимости от размеров вашего помещения. Бывает три вида стоячих волн: осевые, образующиеся между двумя параллельными поверхностями, касательные, где звук отражается от четырех поверхностей, и наклонные, в которых звук распределяется между всеми шестью основными поверхностями комнаты, т. е. полом, потолком и четырьмя стенами.

Взяв в качестве примера осевые волны, мы можем представить их как прямой звук, достигнувший какой-либо поверхности и оттолкнувшийся от нее обратно, после чего отраженный звук смешивается с прямым, увеличивая таким образом пики в сигнале. Звуковая энерегия продолжает курсировать между двумя параллельными стенами, то увеличивая свою амплитуду, то заглушаясь в зависимости от частотной характеристики помещения.

К счастью, поскольку комнатные резонансы зависят от размеров помещения, это дает нам возможность вычислить основную частоту, на которой действует такая стоячая волна. Причем здесь существенно то, что вновь образующиеся стоячие волны также зависят от этой основной частоты, располагаясь от нее по гармоникам – второй, третьей и т. п.

Решение проблемы помещений с отражением звука

Для борьбы с отражением звука в помещении используются два основных метода – поглощение и рассеивание, которые мы рассмотрим подробнее.

Поглощение снижает энергию звука которая отражается от поверхности, за счет снижения энергии в процессе прохождения через поверхность. Поглощающие поверхности помогают снизить поле реверберации и минимизировать воздействие порхающего эха, а также стоячих волн. Поглотители обычно изготавливаются и пены высокой плотности или стекловолокна различного по формам, цветам и размерам.

Каких-либо особых правил для лучшего поглощения звука в комнате не существует, за исключением того, что чем больше поглотителей, тем ниже реверберационное поле. Вместе с тем не следует забывать, что какие-то реверберационные шумы всегда присутствуют в нашей каждодневной жизни, поэтому, если их убрать совсем, мы можем получить неестественную переглушенную «мертвую» комнату.

Наличие свободного места и цена – типичные сдерживающие факторы при установке поглощающих покрытий, однако стоит учитывать, что ощутимый эффект в плане снижения реверберации способна дать модификация даже 20 % поверхностей вашей комнаты. Если же установка материала на стену по каким-либо причинам затруднена, вы можете использовать специальные потолочные панели, которые также позволят добиться желаемого эффекта. Стоит обратить внимание на потолок и в случае наличия в помещении подвесных или иных дополнительных потолков, поскольку подобные аксессуары при их неудачном расположении вполне способны становиться источником передачи звука, способствуя шумовому загрязнению комнаты.

Рассеиватели звука, хотя и нечастые гости в переговорных, но тем не менее они достаточно распространены в таких аудиториях, где необходимо снизить эффект многократного эха, сохраняя при этом общую силу звука в помещении. Как мы уже указывали, слишком сильное поглощение звука способно сделать комнату “мертвой”, в которой реверберация либо крайне незначительна, либо отсутствует вовсе. С другой стороны, иногда необходимо избавиться лишь от определенных помех, таких как многократное эхо, при сохранении общего уровня реверберации. И здесь на помощь и приходят рассеиватели, предотвращающие многократное эхо посредством равномерного распределения первичных отражений в разных направлениях и создания рассеянного звукового поля с равномерным частотным откликом.

Также следует обратить внимание на то, что средства для поглощения или рассеивания звука не только создают возможность решения проблем с акустикой в помещениях, но при этом предъявляют минимальные требования к архитектуре и обладают вполне привлекательным внешним видом.

Источник: http://blog.shure.com/acoustic-treatments-in-boardrooms-its-not-as-hard-as-you-think/


Перевод выполнен ООО «Хай-Тек Медиа» - официальным дистрибьютором Shure.

Оставляя свои личные данные, вы принимаете Соглашение о конфиденциальности
Информация, представленная на сайте, не является публичной офертой и носит исключительно ознакомительный характер.