Если бы стены имели уши: звук на рабочем месте
29 сентября 2017
В корпоративной среде большой процент жалоб на оснащение видео- и аудиоконференц-залов относится именно к некачественному звуку. И часто причина этого – некачественная акустика помещения. На что следует обратить внимание еще на стадии проектирования помещения...
Нэвил Боундс
В корпоративной среде большой процент жалоб на оснащение видео- и аудиоконференц-залов относится именно к некачественному звуку. Нэвил поставляет аудиовизуальное оборудование британским юридическим конторам, а также ведущим банкам и другим финансовым организациям. Он убеждён, что вне зависимости от стоимости ваших микрофонов, динамиков и систем обработки звука существует один главный фактор, способный свести качество на нет: «Плохой звук ― основная проблема залов заседаний и переговорных, и часто причина этого – некачественная акустика помещения. Нередко аудио- и видеоконференции проводятся во вполне привлекательных с виду квадратных комнатах, массивное остекление в которых даёт ужасающий уровень реверберации. Картинка на экране выглядит замечательно, а вот звук может быть совершенно неважным. И здесь уже не столь существенно, какую обработку или микрофоны вы используете ― пока у вашей комнаты сильная реверберация или, допустим, шумит кондиционер, ваш звук не станет удовлетворительным».
Действительно, столь плохая акустика не только препятствует обмену опытом, тормозит общение и усложняет совместную деятельность, но и негативно сказывается на здоровье сотрудников. «Это совершенно ясно, ведь некачественный звук и фоновые шумы в высшей степени утомляют. В конце длительного совещания это может вызвать у вас нешуточный стресс и даже повлиять на здоровье. И наоборот, если акустика в комнате поставлена должным образом, вы уйдете в этот день с работы в гораздо лучшем расположении духа. В противном случае и фоновые шумы, и вся обстановка в комнате будут только усиливать ваш стресс».
Универсальные рабочие места
Нэвила буквально передёргивает, когда клиент заводит разговор о так называемых «универсальных» рабочих местах, поскольку это, как правило, уже означает нарушенную акустику. «Я понимаю, что недвижимость сейчас дорогая, но в таких условиях очень тяжело эффективно использовать пространство для видеоконференций, встреч и больших презентаций. Иногда мы даже обнаруживаем несколько помещений, граничащих друг с другом. Бывает, они чем-то изолированы, зачастую нет, и из соседнего помещения проникают нежелательные шумы. Микрофоны и обработка здесь мало чем могут помочь. Очень недальновидно тратить массу денег на свет и обстановку, а на звук почти не обращать внимания. Просто я хочу, чтобы дизайнеры учитывали акустику в планируемых залах. Совсем небольшая трата времени и денег сделают работу со звуком гораздо проще».
Приёмные
Приёмные известны своей зашумлённостью, многолюдностью, высокими потолками, экранами мониторов и, часто, играющей музыкой, которая вносит дополнительный вклад в общий шум. Нэвил комментирует это так: «Когда у вас такая какофония в приёмной, очень сложно локализовать источник звука. Конечно, у каждой комнаты своя специфика. Я не буду советовать вам сделать здесь звук как в студии Abbey Road, но производители и строители всё же должны объяснить конечным пользователям, дизайнерам и архитекторам, что результат гораздо лучше в том случае, если акустика рассчитана ещё на стадии разработки проекта».
Звук и профессиональная этика
Помимо проблем, вызванных плохой акустикой, Нэвил полагает, что немалую роль в снижении качества звука во время видеоконференции играют также и вопросы этики: «Было бы замечательно, если бы коллектив имел соответствующие навыки использования аудио- и видеооборудования, но звукооператору непросто найти время в загруженном расписании, чтобы учить их, как обращаться с аппаратурой. И, конечно, я бы не стал объяснять им, что они делали не так последние 25 лет, а то мне, пожалуй, укажут на дверь, ― он смеется. ― Можно попасть в неловкую ситуацию, объясняя кому-то, как правильно пользоваться таким элементарным предметом, как, скажем, микрофон. Поэтому для улучшения звука нам стоит поискать другие способы».
Решения
Проблема плохой акустики в комнатах имеет несколько решений; но часто это требует использования дополнительных строительных материалов, а также акустических ловушек по углам, при этом не исключено, что эстетика комнаты будет принесена в жертву подобным модификациям. «Добавление в помещение перегородок и акустических панелей способно невероятно улучшить ситуацию со звуком, ― полагает Нэвил, ― однако это не самое изящное решение. Ведь для бизнеса важно, чтобы переговорные соответствовали высоким визуальным стандартам, т. е. выглядели достаточно презентабельно.
Заказчики на ранних этапах проекта не уделяют достаточно внимания службам акустического консультирования. Потратив немного времени на это и ещё чуть-чуть ― на звуковой расчёт в начале проекта, они лишь выиграют. Реконструировать помещение впоследствии будет гораздо сложнее, а результат никогда не станет столь же удовлетворительным, как в изначально нормально спроектированном помещении. Мы затрачиваем больше усилий, но разве мы обращаемся к архитекторам и дизайнерам заблаговременно? Едва ли. Бывает, мы вспоминаем о них лишь тогда, когда потолочные динамики уже установлены и микрофоны вмонтированы, и часто оказывается слишком поздно решать проблему без заметных нарушений дизайна».
Автор: Shure UK для Sound Hub, 20 апреля 2017Источник: blog.shure.com